
В.А.Обласова методист Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества» Талицкая детская школа искусств г. Талица
oblasova.v@inbox.ru
Воспитательная работа по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимыми компонентами которого являются ценности патриотизма и гражданственности- это постоянный процесс, осуществляемый как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности образовательных организаций всех типов. Формирование нравственных ценностей подрастающего поколения осуществляется в едином образовательном пространстве. Школы искусств, обладая большей возможностью говорить с детьми на языке искусства и обращаться к ребенку через личное восприятие им окружающего мира [3,С.1]., вносят в патриотическое воспитание молодого поколения важный вклад. Преподаватели помогают ученикам увидеть и полюбить прекрасную природу России, познакомиться с её многонациональной культурой, прикоснуться к страницам истории [3,С.3].
В процессе создания произведений изобразительного творчества различных жанров: исторического, бытового, батального; выполнения рисунков о родной природе, о героических земляках; в процессе рисования иллюстраций к произведениям любимых писателей юные художники учатся любить свою Родину и гордиться ей.
Особое место в воспитании патриота и гражданина следует отвести работе детей над произведениями изобразительного творчества, посвященным Великой Отечественной войне. Это общая тема ежегодных конкурсов и выставок, участие в которых обязательно для всех юных художников школы искусств. Ежегодно, в зависимости от предстоящих значимых и памятных дат, тема уточняется. Безусловно, с самых первых моментов выполнения рисунка преподаватель ведет работу по формированию у детей чувства гордости за подвиг советского народа. Происходит это в процессе глубокого изучения исторического события, так как на всех этапах работы над рисунком перед автором стоит задача раскрытия темы. Ввиду того, что каждое новое поколение находится все дальше от тяжелых, трагических событий Великой Отечественной войны, детям сложно нарисовать её моменты, предварительно не изучив их. Иными словами, для создания детского рисунка на заданную тему необходимо провести большую подготовительную работу по изучению исторического наследия. Ведь работая над рисунком, ребенок должен представлять себе внешний вид героев, их характер, поведение, образ жизни, одежду, окружающие предметы быта; технику, архитектуру места события и другие элементы.
Впечатление от увиденного или услышанного; выбор сюжета; поиск наиболее выразительных поз персонажей, их характеров и расположения по отношению друг к другу; характер и количество деталей не удастся решить без изучения источников по теме. Какие источники мы используем? Среди основных — выездные и виртуальные экскурсии в музеи; встречи с краеведами; тематические беседы; изучение художественной литературы, публицистики; просмотр фильмов, документальных телепередач, архивов фотохроники и кинохроники; альбомы с репродукциями работ известных художников; театральные и хореографические постановки; музыкальные произведения; фотографии семейных архивов.
Большую совместную работу по введению в темы мы проводим с сотрудниками музея разведчика Николая Ивановича Кузнецова и центральной районной библиотеки. Приглашаем коллег провести тематические беседы. Посещаем экспозиции и выставки.
Целью ежегодных конкурсов неизменно является патриотическое воспитание. Задачами- воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, чувство гордости за населяющие ее народы и их подвиг, совершенный в период Великой Отечественной войны; формировать высокое патриотическое сознание детей, верность Отечеству; осуществлять нравственное и духовное развитие детей; знакомить обучающихся с историей России, народа, семьи.
Юные художники, как правило, являются не только авторами рисунков, но и обязательно принимают участие в торжественных открытиях выставок, которые являются логическим завершением проведенных конкурсов. Открытие выставок украшают музыкальные номера юных музыкантов школы искусств. Такие мероприятия тоже требуют большой предварительной подготовки: множества репетиций и встреч, в процессе которых, без сомнения, так же осуществляется формирование базовых нравственных ценностей. На открытие выставок приходят ученики общеобразовательных школ и почетные гости.
Неоднократно детские рисунки победителей конкурсов украшали городские объекты, тем самым осуществляя образовательную и воспитательную функции. Такие объекты всегда вызывают положительные эмоции у жителей города и гостей.
Выставка детских рисунков «Моя малая Родина» посвящена 105-летию со дня рождения Героя Советского Союза разведчика Николая Ивановича Кузнецова, о подвиге которого, безусловно, знает и подвигом которого гордится каждый таличанин. Мы привыкли к мужественному образу Николая Кузнецова. Но на этой выставке юные художники представили свои рисунки, в которых старались показать внутренний детский мир мальчика Ники: мир уютного родительского дома, родной деревни. В работе над рисунками дети имели возможность представить себя на месте Ники и почувствовать, что его окружало в детстве: река, леса, родные близкие сердцу просторы. Такие моменты в памяти каждого человека хранятся долгие годы, поскольку ассоциируются с детством, радостью, Родиной.
110-летие со дня рождения разведчика в залах музея Кузнецова отмечено выставкой детских рисунков «Юность героя». На этой выставке представлены лучшие детские рисунки, в которых показаны юношеские годы Ники, проведенные в Талице. Почему для рисунков выбрана именно эта тема? Все дело в том, что без знания талицкого периода жизни Николая Ивановича не понять его подвигов, совершенных в тылу у врага. Истоки их — в юности. Работая над темой «Юность героя», юные художники вновь посетили музей, обратились к его фондам, побывали на биографических экскурсиях. И только «перелистав страницы биографии нашего знаменитого земляка» приступили к выполнению рисунков. Дети представили рисунки, в которых показали неизведанный, новый мир, окружавший юного Кузнецова в Талице, мир, полный простых радостей, тревог и серьезных испытаний.
К памятной дате, 80- летию со дня гибели разведчика, проведен конкурс-выставка «Подвиг героя». Раскрыть тему конкурса «Подвиг героя» смогли рисунки, отражавшие деятельность и подвиги Николая Кузнецова в период Великой Отечественной войны.
«Суровое полотно жизни»- так называлась выставка художественных работ, посвященная 100-летию со дня рождения героя Советского Союза Кирилюка Виктора Васильевича. Работа над композициями к этой дате началась с биографической лекции о жизни и подвигах героя-летчика. Такие рассказы помогают узнать о событиях Великой Отечественной войны, хранить память о наших защитниках, живом примере стойкости и отваги. Каждый юный художник смог найти свой оригинальный сюжет о жизни героя.
К 80-летию Великой Победы юные художники будут выполнять рисунки на тему «Талица-фронту». В своих работах они расскажут о жизни людей, ковавших победу в тылу. Это тоже непростая тема, поскольку большее количество предприятий города и района, действовавших на территории, существует теперь только в памяти и архивных документах. Однако, цель и задачи этой работы остаются прежними: патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В наше время патриотическое воспитание, как деятельность, направленная на формирование у обучающихся любви к Родине, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев, человеку труда и старшему поколению вышло на первую линию работы с детьми. И все мы прекрасно понимаем, что будущее нашей страны будет зависеть от того, сумеем ли мы воспитать достойных граждан России, знающих её историю и понимающих её уникальную роль в мире.
Список литературы
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон N 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]: КонсультантПлюс https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/#:~:text=%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%99%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF%20%D0%A4%D0%95%D0%94%D0%95%D0%A0%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF,%D0%92%20%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%99%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%99%20%D0%A4%D0%95%D0%94%D0%95%D0%A0%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98 (дата обращения:12.01.2025 г.).-Режим доступа: свободный.
2. Воспитание патриотизма у учащихся детских школ искусств путем приобщения их к народной культуре/Министерство культуры Челябинской области ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Учебно-методический центр по образованию и повышению квалификации работников культуры и искусства Челябинской области»/Челябинск2013 (дата обращения:12 января 2025 г.).
https://umciscult74.ru/wp-content/uploads/2022/11/Воспитание-патриотизма-у-учащихся-детских-школ-искусств-путем-приобщения-их-к-народной-культуре-п.-Рощино-2013.pdf (дата обращения:12.01.2025 г.).-Режим доступа: свободный.
3. Жилин А.И. Патриотическое воспитание обучающихся ДШИ/ Жилин Анатолий Иванович р. п. Павловка Ульяновской области МБУДО «Павловская детская школа искусств» преподаватель рисунка, живописи/ Международный педагогический портал/27.07.2023
https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/statya-patrioticheskoe-vospitanie-obucha.1990151627/#:~:text=%D0%9D%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8%3A,%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87.%20%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%20%E2%84%96318501(дата обращения:12.01.2025 г.).-Режим доступа: свободный.