История школы
2018 год ознаменован важным событием. Российская система дополнительного образования отметила свое 100-летие. Хочется напомнить немаловажную страницу этой истории и рассказать о том, что в Талицком городском округе, наряду с городской ДШИ, много лет осуществляли образовательную деятельность сельские школы искусств — Пионерская — 42 года и Буткинская -37 лет. Сейчас эти школы вошли в единую команду Талицкой ДШИ.
«Пионерская ДШИ»
1974г. в п. Пионерском, по инициативе директора совхоза Г.М. Скорикова и председателя парткома Черданцева И.К, открылась музыкальная школа. В дальнейшем, с открытием класса изобразительного искусства в 1977г. – школа искусств.
Приглашались молодые специалисты — преподаватели. Создавались для них привлекательные условия работы, выделялись квартиры.
Сегодня особенно хочется отметить преподавателей — стажистов ДШИ, дававшим возможность детям познать мир музыки, мир искусства.
Дюкова Людмила Леонидовна работает преподавателем с первого дня образования школы (с 2016 года в штате Талицкой ДШИ) стаж работы 45лет, из них 15 лет в должности директора. В бытность ее работы директором «Пионерской ДШИ», с 1985 по 2000 год, были открыты и работали 4 новых отделения: хореографическое, театральное, эстрадно-духовое, эстетическое.
Дюков Владимир Васильевич — стаж работы — 36 лет. Преподаватель класса баяна. В общей сложности руководил школой 19 лет.
Шнюкова Ирина Сергеевна проработала в школе — 26 г. Преподаватель класса фортепиано.
Плеханова Наталья Николаевна — стаж преподавательской работы 15лет, преподаватель изобразительного искусства, выпускница школы.
Викулова Елена Ильинична -10 лет обучала детей в классе хореографии.
Берсенев Игорь Самойлович – 26 лет преподавал в классе эстрадно-духовых инструментов. Выпускник нашей школы.
Лошков Сергей Петрович — 26 лет посвятил работе с детьми в классе изобразительного искусства.
Неустроева Нина Сергеевна — 18 лет обучала детей хореографическому искусству.
Первый директор — Денисов Валерий Андреевич
Школа благодарна и тем преподавателям, которые проработали у нас небольшой срок, но внесли свою лепту в развитие школы:
преподаватели:
- Базуев Владимир Константинович (фортепиано)
- Карпов Николай Николаевич (баян)
- Маркс Людмила Владимировна (теория)
- Мальцев Валентин Николаевич (изобразительное искусство)
- Леванова Люция Дамировна (хоровые дисциплины)
- Хомутинина Ольга Владимировна (фортепиано)
- Хлупина Лилия Константиновна (теория)
- Беспоместных Марина Анатольевна (театральное искусство)
- Мальцева Надежда Константиновна (театральное искусство)
- Морозова Людмила Николаевна (теория)
- Костылева Елена Павловна (теория, хор, фортепиано)
- Паргачев Максим Сергеевич (фортепиано)
- Паргачева Наталья Владимировна (теория)
- Топорищева Ольга Викторовна (изобразительное искусство)
Хочется выразить слова благодарности людям, чьими руками очень многие годы создавался уют, порядок и благоустройство в «Пионерской ДШИ». Это Крестьянинова Надежда Филипповна, Захарова Ирина Тимофеевна, Карсканова Надежда Алексеевна, Павлова Валентина Николаевна, Лю Игорь Николаевич, Елесина Валентина Васильевна.
И, конечно же, наше главное достояние – наши выпускники, которые все эти годы не давали стареть, заряжали нас молодой энергией — творческие, пытливые, талантливые.
Буткинская ДШИ
В 1981 г. в деревянном двухэтажном здании в центре с. Бутка открылась новая школа — «Вечерняя музыкальная школа общего музыкального образования». Основателем, первым директором и преподавателем в одном лице была Размазина Людмила Михайловна, которая заложила твердый фундамент для дальнейшего развития школы. За год её руководства была подготовлена нормативно-правовая база, приобретены инструменты, оборудование, наглядные пособия, методическая и учебная литература.
В 1982г. в село Бутка приехала семья молодых музыкантов Хлупина Василия Федоровича и Лилии Константиновны. Василия Федоровича назначили директором музыкальной школы, и они с головой окунулись в бешеный водоворот преподавательской и творческой жизни. Уроки, репетиции, концертная деятельность, участие во всех общественных мероприятиях села и агитбригаде. Энергия, требовательность к себе, любовь к профессии и ученикам, помогали авторитету школы.
Быстро летели творческие годы школы. Состоялся первый выпуск: выпускница 4-х летнего образования Кедровских Светлана, сейчас учитель средней общеобразовательной школы — Микушина Светлана Владимировна; выпускница 7-ми летнего образования Микушина Наташа сейчас преподаватель школы искусств – Бажукова Наталья Ивановна и Козлова Алена – Губина Алена Владимировна музыкальный руководитель в детском саду «Ладушки».
В 1985 г. с приходом преподавателя Сидорович Сергея Владимировича открывается художественный класс. Это первые ростки будущего художественного отделения школы. В то время Бутка славилась своими коврами и Сергей Владимирович освоив это нелегкое дело, ввел уроки ковроткачества.
В 1991 г. Сергея Владимировича сменил талантливый педагог, одаренный художник, музыкант, удивительно творческий человек, которого сразу полюбили дети и их родители – Беляев Сергей Валентинович. При нем художественное отделение школы приобрело небывалый рассвет.
Много сильных учеников, которые продолжили свое обучение, воспитала Кокшарова Марина Александровна, которая приняла художественное отделение в 1997 году. Прекрасный оформитель, график, преподаватель Ее ученики становились победителями многих районных конкурсов. В последующие годы в состав преподавателей художественного отделения вливаются молодые специалисты, выпускники школы: Микушина Марина Николаевна, Саночкина Надежда Михайловна.
Школа искусств не могла уже вместить всех желающих, и ей было предоставлено новое более просторное здание, здание бывшего банка по улице Ленина д. 25.
С 2001 по 2005 год бразды правления в школе взяла прекрасный хозяйственник Бажукова Наталья Ивановна. Ей удалось в это нелегкое время произвести внутренний косметический ремонт, заменить устаревшую мебель и оборудование, добиться расширения школы, пересилив художественное отделение в здание бывшей школы искусств, отвоевав его у многих претендентов. За счет освободившихся площадей был открыт второй теоретический класс и второй класс фортепиано.
А школа продолжает ежегодно выпускать будущих музыкантов — профессионалов, которые вернутся в родные стены уже в качестве преподавателей. Это Хлупин Алексей Васильевич — преподаватель по классу «Гитара», Агапитова Елена Сергеевна (Берсенева) – преподаватель теоретических дисциплин, Коняева Полина Константиновна (Берсенева).
С 2005 года Буткинскую детскую школу искусств возглавляет Саломанова Наталья Николаевна. На её хрупкие плечи легли все реорганизационные мероприятия по аттестации, лицензированию школы и многие другие новшества. А это кипы бумаг и документов, работа без выходных и обеденных перерывов, проверки, комиссии. Как сильный администратор она выдерживает все капризы нашего образования.
На сегодняшний день педагогический коллектив состоит из 8 преподавателей, 5 – это выпускники Буткинской школы искусств. Семь преподавателей имеют среднее профессиональное образование, из них трое продолжают обучение в ВУЗе. Один преподаватель имеют высшее педагогическое образование.
Педагогические работники не только участвуют в воспитании будущей творческой личности, но и формируют культуру села. Художественное образование и воспитание не дает быстрых результатов, но в перспективе приближает к новому интеллектуально-культурному обществу.
Талицкая Детская школа искусств
В 1964 году в истории города произошло важное событие — была основана детская музыкальная школа. С тех пор пролетели годы, не одно поколение юных таличан выросло в стенах этого учреждения.
Невозможно не назвать первых преподавателей, которые стояли у истоков школы. Это Геннадий Григорьевич Колясников — первый директор. На его плечи легло материально-техническое оснащение школы, организация учебного процесса в наиболее трудный начальный период. Энергия, требовательность к себе, любовь к профессии и ученикам Казариной Раисы Ивановны и Старцевой Полины Петровны помогали авторитету школы.
На первые приемные экзамены пришло много ребят, жаждущих обучаться на фортепиано, баяне. Но всем улыбнулась удача. В первый класс поступило 36 мальчиков и девочек.
Спустя некоторое время в педагогический коллектив приходят Праздников Алексей Михайлович, Гурьевских Борис Никитич, Ляпин Юрий Николаевич, Кирилловских Зинаида Михайловна, Девяшин Юрий Петрович, Кулижников Александр Леонидович.
В 1967 году Девяшин Юрий Петрович становится директором школы.
Быстро летели творческие годы школы. В 1969 г. состоялся первый выпуск школы.
Многие из этого выпуска решают продолжить музыкальное образование и поступают в училища соответствующего профиля: Карпачев Валерий Петрович, Новикова Ольга Михайловна (ныне Полякова), Дюков Владимир Васильевич, Хлупин Василий Федорович, Чулкова Ирина Сергеевна, Востренкова Галина Ивановна, Романова Людмила Леонидовна (ныне Дюкова).
С приходом Матецкова Владимира Власовича открывается класс аккордеона .В 1972 г. Матецкий В.В. назначается директором школы.
Возвращаются в родную школу уже дипломированными специалистами Карпачев В.П., Новикова О.М. (ныне Полякова), Хлупин В.Ф. Все последующие годы педагогический состав продолжает обновляться. В коллектив вливаются Башмакова Вера Филипповна, Карпачева Татьяна Викторовна, Хлупина Лилия Константиновна, Лукоянова Людмила Ивановна, Епишина Ирина Анатольевна и другие молодые преподаватели.
В конце 70-х в начале 80 годов педагогический коллектив, осуществляет широкую концертную деятельность. Многие таличане, жители района помнят концертные выступления педагогов во время посевных, субботников и других мероприятий.
С 1977 года школу возглавляет Карпачев Валерий Петрович. Музыкант высокого класса, концертмейстер «от Бога», грамотный и авторитетный руководитель проработает на посту директора 30 лет.
А школа продолжает ежегодно выпускать будущих музыкантов-профессионалов, которые вернутся в родные стены уже в качестве преподавателей. Это Шишина Татьяна Анатольевна (ныне Завьялова), Долгушина Светлана Евгеньевна (ныне Морозова), Кушковская Светлана Валерьевна (ныне Репина). Вернутся, чтобы на малой родине развивать в детях музыкальные способности в общеобразовательных школах и детских садах Щипачева Лидия Борисовна, Шнюкова Ирина Сергеевна, Мазаева Ирина Евгеньевна (ныне Филистеева).
В 1986 -1990 гг. под руководством Паникаровской Любовь Ивановны в школе открывается художественный класс. Это первые ростки будущего художественного отделения школы.
В 1990 году Грушевская Нина Лукьяновна открывается класс домры.
В октябре 1997 года с приходом в школу Конышева Анатолия Владимировича открывается художественное отделение. Численность первого класса составила 22 человека. С этого года детское образовательное учреждение получает статус детской школы искусств. В последующие годы в состав преподавателей художественного отделения вливаются молодые специалисты Дурина Наталья Валерьевна, Николаева Анна Владимировна (выпускница Паникаровской Л.И.).
В 1999 году к педагогической деятельности приступает преподаватель теоретических дисциплин Фоминых Оксана Владимировна.
2000 год. С этого года школа искусств располагает двумя зданиями: ул.Луначарского, д.55- музыкальное отделение, ул. Комсомольская, д.34- художественное отделение. Заведующим музыкальным отделением назначается Морозова Светлана Евгеньевна. В этом же году на музыкальном отделении создается оркестр русских народных инструментов. В оркестре, руководимым Ржанниковой Анной Николаевной, играют не только учащиеся секции народных инструментов, но и учащиеся секции фортепиано.
2005 год ознаменован созданием секции народно-хорового пения. «Затея» — так называется детский коллектив, который становится желанным гостем на областных фестивалях, городских и районных мероприятиях детского музыкального творчества. Руководит коллективом Морозова С.Е. В том же году Хлупин Алексей Васильевич проводит набор учащихся по классу гитары.
В 2006 преподаватели музыкального отделения принимают участие в кустовом туре областного конкурса исполнительского мастерства преподавателей и достойно исполняют сольные программы. Результат — Карпачев В.П. (баян) награждается дипломом 2 степени, а Морозова С.Е. (вокал) и Хлупин А.В. (гитара) делят диплом 3 степени.
В 2008 году в истории школы происходят новые события. Карпачев В.П. передает бразды правления Николаевой Анне Владимировне. Заведующим художественного отделения становится Обласова Валерия Александровна. Коллектив музыкального отделения пополняется преподавателем по классу хореографии Яковлевой М.М.
В 2009 году школа искусств переезжает в большое, просторное здание по улице Циховского, 14.
В 2011-2012 годах возвращаются в качестве преподавателей художественного отделения выпускники Попова Елена Николаевна и Колтышева Лариса Владимировна. в 2014 году в коллектив приходит молодой преподаватель Пальянова Ирина Александровна.
В 2013 году художественное отделение отметило своё 15-летие. Это событие было отмечено выставкой творческих работ молодых преподавателей — выпускников школы Поповой Елены Николаевны, Клепиковой Нины Викторовны и Колтышевой Ларисы Владимировны.
Пять преподавателей имеют среднее профессиональное образование, из них двое продолжают обучение в ВУЗе. Семь преподавателей имеют высшее образование, а Морозова С.Е. и Николаева А.В. получили второе высшее образование по направлению «Менеджмент».
В 2014 году Талицкая детская школа искусств отметила 50-летний юбилей.
С 2015 года школа размещается в здании номер 38 по улице Ленина.
В 2016 году Талицкая и Пионерская школы искусств объединяются, учреждение переименовывается в МКУ ДО «Талицкая детская школа искусств». В 2018 году присоединяется Буткинская школа искусств.
С 2014 года Талицкую ДШИ возглавляет грамотный, конструктивный, деятельный руководитель Яровикова Анастасия Анатольевна.
Более 500 детей обучаются под чутким руководство 30 преподавателей, 17 человек из которых имеют высшее образование.
Мы можем гордиться тем, в каких условиях получают обучение юные граждане нашего района, а это более пятисот детей Талицы, Бутки, Пионера. В трех территориях созданы современные условия для обучения. Это десятки просторных кабинетов для занятий. Лаборантские, аудитории для проведения творческих мероприятий, большой концертный зал.
Техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса позволяют повысить уровень подготовки обучающихся, и качество предоставляемых образовательных услуг. Опыт преподавателей, позволяет обучающимся завоевывать достойные награды конкурсов от районного, до международных уровней.
Детская школа искусств реализует два уровня образования, это предпрофессиональный и общеразвивающий, по таким направлениям, как: изобразительное, музыкальное, хореографическое искусство и Студия раннего эстетического развития. И конечно, главную цель, которую определила для себя школа искусств – создание комплекса условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству. Школа искусств — это огромнейший потенциал для развития молодежи в нашем городе. Практически, 20% выпускников работают и учатся в сфере изобразительного, музыкального искусства.
Школа искусств вошла в «100 лучших организаций Дополнительного образования детей России». Это одна из наиболее значимых общественных наград в области образования.
Талицкая ДШИ была дважды удостоена этой наградой, которую вручили директору школы Яровиковой А.А. на IV и V Всероссийском образовательном форуме «Школа будущего.
В 2018 году преподаватель Талицкой ДШИ Анна Владимировна Николаева вошла в Международный Союз педагогов-художников.
Школа является лидером по количеству преподавателей — руководителей городских методических секций, что подтверждает высокий уровень компетентности и профессионализма их педагогической работы, высокое качество методической деятельности школы.
Это еще раз доказывает, что совместная работа педагогического коллектива и обучающихся, инновационные творческие проекты, которые внедряет школа искусств, всегда заслуживают внимания со стороны общественности, родителей, администрации ТГО, Министерства образования.
В 2019 году школа вливается в «Дворец творчества».
В 2019 году Талицкая детская школа искусств отмечает свое 55-летие. Сегодня школа стоит на пороге больших перемен и старается активно внедрять новые управленческие и образовательные технологии, осваивать и расширять информационное пространство. ДШИ стремится создать для детей такие условия, чтобы они могли максимально проявить свои творческие способности, создавая для себя прочную базу высокой профессиональной востребованности в будущем.